Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ в нашем районе организовано в рамках Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017 – 2025 годы.

В районе проживает 116 детей с ОВЗ дошкольного возраста, из них 34 ребенка-инвалида. Детские сады посещают 88 детей. 16 детей – инвалидов получают дошкольное образование в форме семейного консультирования, они зачислены в консультационные пункты при дошкольных учреждениях.

В школах обучаются 253 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них 51 инвалид.

Для всех обучающихся разработаны адаптированные программы, все образовательные организации укомплектованы узкими специалистами.

Во всех образовательных учреждениях разработаны дорожные карты по обеспечению условий доступности.

В 2019 году закончится 1-ый этап реализации Концепции инклюзивного образования в Красноярском крае, а это значит, что каждая образовательная организация должна определиться с выбором модели инклюзивного образования, с учетом специфических условий развития, которые должны начать реализоваться в 2020 году.

 

 Документы и материалы:

 

Методическая копилка

Соловьева Т.А. Методическое пособие для руководителей общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы  «Разработка и использование внтуришкольных адаптированных учебно-дидактических материалов», Москва 2019 г.

Методические рекомендации по созданию специальных условий для организации образования воспитанников детских домов-интернатов системы социальной защиты, в том числе в рамках инклюзивного образования


Методические рекомендации по проведению консультативно-диагностической работы (в т. ч. в дистанционном формате) с семьями детей с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР


Диагностический материал и методические рекомендации для проведения психолого-педагогического обследования детей с выраженным нарушением интеллекта, ТМНР при разработке СИПР


Сборник методических материалов «Вариативные модели успешной социализации лиц с выраженными нарушениями интеллекта и с ТМНР (от предпрофессиональной подготовки до трудовой занятости)»


Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 6–8 ноября 2018 года (г. Псков).  Образование обучающихся с тяжёлыми нарушениями развития


Максименко Н.А. Рабочая тетрадь «Точки контакта». г. Красноярск, 2018 г.

Методические рекомендации по организации работы по социально-бытовой адаптации детей- инвалидов для образовательных организаций, реализующих АОП

Организационно-правовая модель деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по вопросам организации образования обучающихся ОВЗ и инвалидностью

Практическое пособие по сопровождаемому проживанию «Жизнь с достоинством»

Сборник ответов на часто задаваемые вопросы по внедрению организационно- правовой модели деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации по работе с детьми с ОВЗ

Учебное пособие организация работы по социально-бытовой адаптации детей-инвалидов, г. Москва 2017 г.

Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций по организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО. Красноярск, 2017

Методические рекомендации. Варианты программ курсов внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС О УО. Красноярск, 2017

Методические рекомендации. Взаимодействие специалистов общеобразовательных организаций с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, в контексте ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО. Красноярск, 2017

Методическое пособие.  «Пакеты» специальных образовательных условий для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Красноярск, 2017

Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития


Битова А.Л., Бояршинова О.С. Информационно – методический сборник «Развивающий уход за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития». Москва, 2017 г.


Методические рекомендации для общеобразовательных организаций по проведению мероприятий «уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок


Головинская Е.Ю.  Методическое пособие для администраторов  школ, педагогов и родителей учеников с особыми образовательными потребностями 1.09.2016


Т.Н. Седовина, Е.Ю. Шинкарёва  Методическое пособие. «Уроки по пониманию инвалидности в школе пособие для учителя»


Методические рекомендации по выявлению и распространению наиболее эффективных практик образования детей с ОВЗ


Методические рекомендации по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонении в развитии детей

Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах


Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах, г. Москва: РГСУ, 2015

Сборник методических материалов. Профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы, г. Челябинск : ЧИППКРО, 2017.

Методические рекомендации для общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций. Самоопределение и профориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, г. Сыктывкар, 2014.

Лазина Е., Рыскина В. Методическое пособие по дополнительной коммуникации для родителей и педагогов 

Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры

Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация методический сборник

Эрготерапия. Методическое пособие

Сборник методических пособий для работы в Сенсорной комнате

 

Перечень полезных ссылок

      • Видео с вебинара «Оценка жизненных компетенций у обучающихся с РАС» (20.09.2019) 
      • Каковкина А.С. Презентация «Оформление и ведение рабочей документации учителя-дефектолога. Использование в работе педагога интерактивных тетрадей для коррекционных занятий» (20.09.2019)
      • Инденбаум  Е.Л. Презентация «Оценка сформированности сферы жизненной компетенции (личностных результатов образования обучающихся с особыми образовательными потребностями) как новое направление работы педагога» (20.09.2019)
      • Герасимович  Л.А. Презентация «О результатах тестирования компетенций специалистов образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам – участников федерального проекта «Современная школа» (20.09.2019)
      • Вакорина Л.Ю. Презентация «О деятельности ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» (20.09.2019)
      • Соколов В.В. Презентация «Оценка показателей результативности освоения АООП незрячими обучающимися» (10.09.2019)
      • Соловьева  Т.А. Презентация «Организация образовательно-реабилитационного процесса в современной школе» (29.08.2019)
      • Хилькевич Е.В. Презентация «Эффективные технологии обучения детей с РАС в школе» (29.08.2019)
      • Яхнина Е.З. Презентация «Организация учебного процесса обучающихся с нарушениями слуха» (29.08.2019)
      • Видео с Общероссийского родительского собрания с Министром просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильевой (30.08.2019)
      • Видео с вебинара «Разработка и реализация адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных планов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  (23.08.2019) 
      • Экспертный круглый стол «Инклюзивное образование: анализ, опыт и перспективы развития» (26.02.2019) 
      • Видео с заседания Совета министерства просвещения Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (22.11.2018)
      • Разъяснения к проекту нового Порядка деятельности ПМПК(20.11.2018)
      • Видео с круглого стола: Инклюзивное образование: право и закон» (30.09.2018)
      • Семинар «Структурированный подход TEACCH® в работе с детьми с РАС» (21.09.2108)
      • Видео с круглого стола: «Разработка диагностического инструментария для мониторинга становления сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР и легкой умственной отсталостью» (14.09.2018) 
      • Видео с вебинара «Адаптация ребёнка с РАС к школьной жизни» (23.08.2018) 
      • Видео с заседания Совета Министерства образования и науки РФ  по вопросам образования лиц с ОВЗ и инвалидов (27.07.2018 г.) 
      • Протокол заседания Совета Министерства образования и науки РФ  по вопросам образования лиц с ОВЗ и инвалидов от (27. 07.2018 г.) 
      • Примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования (11.06.2018)
      • Видео вебинара  «Подготовка детей с РАС к школьному обучению» (16.05.2019)
      • Видео с вебинара «Сенсорные особенности детей с РАС. Стратегии помощи» (16.05.2019)
      • Видео с вебинара: «Индивидуальный образовательный маршрут в условиях инклюзии: проектированние и реализация специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ»  (24.04.2018) 
      • Видео с конференции «тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ» (05.04.2018)
      • Презентация эксперта вебинара
      • Видео с вебинара: «Международные нормативные документы и российское законодательство в области инклюзивного образования» (29.03.2018)
      • Видео с вебинара «Двигательное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития» (27.03.2018) 
      • Видео с вебинара «Особенности организации учебного процесса с детьми с выраженным нарушением интеллектуального развития» (21.03.2018)
      • Организационно-управленческие основы образования обучающихся с ОВЗ (02.03.2018)
      • Видео с вебинара «Организационно-управленческие основы образования обучающихся с ОВЗ» 02.03.2018
      • Видео с вебинара «Инклюзивное образование. Первый шаг к формированию устойчивых практик» (21.02.2018)
      • Видео с вебинара «Содержание коррекционного курса «Предметно-практические действия» (15.02.2018)  
      • Видео с вебинара : «Родителям и педагогам о прохождении психолого – медико - педагогической комиссии» (14.02.2018 г.)
      • Видео с вебинара «Новое в осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования» (06.02.2018)
      • Видео с Всероссийского научно-практического  вебинара «Использование прикладного анализа поведения в работе с обучающимися с РАС» (02.02.2018)
      • Видео с вебинара «Адаптация игр для детей с двигательными и множественными нарушениями с использованием альтернативной и дополнительной коммуникации»  (31.01.2018) 
      •  Видео с вебинара  «Проблемы преемственности в реализации ФГОС при переходе обучающихся на новый уровень системы образования и задачи психолого-педагогического сопровождения»  (22.01.2018)
      • Видео с вебинара «Технические средства реабилитации, их подбор и адаптация к индивидуальным потребностям детей с двигательными нарушениями» (17.01.2018) 
      • Видео с вебинара «Содержание коррекционного курса «Сенсорное развитие» (17.01.2018)
      • Видео с вебинара «Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН)»  (17.01.2018)
      • Видео с вебинара: «Включение детей с аутизмом в уроки физической культуры и занятия спортом»  (20.12.2017)
      • Видео с вебинара «Инклюзивная педагогика. Работа с разными учащимися в классе» (19.12.2017)
      • Видео с вебинара «Сотрудничество семьи и специалистов в процессе обучения и воспитания детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития» (15.12.2017)
      •  Видео с вебинара: «Формы поддержки семей, воспитывающих детей с тяжелыми и множественными нарушениями»  (15.12.2017) 
      • Видео с вебинара «Работа с нежелательным поведением» (08.12.2017)
      • Видео с вебинара: «Роль ПМПК в разработке образовательного маршрута ребенка с ОВЗ: правовое регулирование»  (07.12.2017)
      • Конференция Комплексное сопровождение детей с РАС (3 день) - выступления специалистов (24.11.2017)
      • Видео с мастер-класса дискуссионной площадки "Технологии сопровождения детей с РАС: Опыт ФРЦ" (24.11.2017)
      • Информационные материалы по семинару-совещанию «Реализация требований ФГОС образования обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития» (г. Псков) (28.11.2017 – 29.11.2017)
      • Видео с вебинара «Тактильные знаки как элемент универсального дизайна» (01.11.2017)
      • Россия 1. Вести. Репортаж об уникальной системе сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, созданной в Пскове. Система сопровождения  детей и взрослых имеющих  инвалидность  (26.10.2017)
      • Видео с вебинара «Практические аспекты признания лица ограниченно дееспособными защита ограниченно дееспособных, проживающих в ПНИ (опыт Ставрополя)» (27.09.2017) 
      • Видео с вебинара «Вспомогательные технологии от А до Я» (06.06.2017)
      • Видео с вебинара «Разработка специальной индивидуальной программы развития в контексте ФГОС» (23.05.2017)
      • Видео с вебинара «Поддерживаемое трудоустройство людей с инвалидностью» (11.05.2017)
      • Видео с вебинара «Адаптированные образовательные программы дошкольного образования: особенности разработки и реализации» (28.02.2017)
      • Видео с вебинара «Адаптированная общеобразовательная программа для учащихся с интеллектуальной недостаточностью»  (23.03.2017) 
      • Презентация эксперта вебинара
      • Видео с вебинара «Психолого-педагогическое обследование обучающего с ТМНР» (28.04.2017)
      • Видео с круглого стола на тему «Общественное обсуждение Методических рекомендации для образовательных организаций общего образования по проведению мероприятий «Уроки доброты» по пониманию инвалидности и формированию толерантных установок». 
      • Видео с вебинара «Использование метода Флортайм в работе с детьми с РАС» (21.04.2017)
      • Видео с вебинара «Реализация права на образование особого ребенка — юридические вопросы и аспекты» (12.04.2017)
      • Статья «Составление штатного расписания при открытии инклюзивных, коррекционных, компенсирующих групп детского сада»
      • Видео с вебинара «Стратегическое планирование инклюзивного образования: как сделать школу инклюзивной» (28.03.2017)
      • Видео с Межрегиональной конференции по вопросам реализации Концепции ранней помощи в РФ до 2020 года (28.03.2017)
      • Видео с Межрегиональной конференции по вопросам реализации Концепции ранней помощи в РФ до 2020 года (28.03.2017)
      • Видео с вебинара «Стратегическое планирование инклюзивного образования: как сделать школу инклюзивной» (28.03.2017)
      • Видео с вебинара «Развитие сопровождаемого проживания в Нижегородской области Людмила Веко» Часть 1 (27.03.2017)
      • Видео с вебинара «Актуальные вопросы сопровождаемого проживания Псков, Андрей Царев» Часть 2 (27.03.2017
      • Видео с вебинара «Лечебно-педагогический подход в системе инклюзивного образования» (24.03.2017)
      • Видео с вебинара «Создание равных возможностей для учеников с разными образовательными потребностями в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ» (21.03.2017)Видео, подготовленное Рособрнадзором «Организация ГИА для участников с ограниченными возможностями здоровья» 
      • Видео с вебинара «Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями развития» (10.03.2017)
      • Видео с вебинара "Организация образовательного процесса для обучающихся с задержкой психического развития в общеобразовательных организациях" (28.02. 2017)
      • Видео с вебинара «Технология командного сотрудничества как условие развития школы инклюзивной направленности» (21.02.2017) 
      • Видео с семинара -  вебинара  «Организация применения профессионального стандарта «Педагог психолог (психолог в сфере образования)»  (15.02.2017)
      • Видео с вебинара «О высшем образовании для людей с инвалидностью» (14.02.2017) 
      • Видео с вебинара «Ребенок с ментальными нарушениями в образовательной среде школы» – Вебинар третий (08.02.2017) 
      • Видео с вебинара «Ребенок с ментальными нарушениями в образовательной среде школы  » – Вебинар второй (20.12.2016) 
      • Видео с вебинара «Ребенок с ментальными нарушениями в образовательной среде школы» – Вебинар первый (16.12.2016) 
      • Видео с вебинара  "Организация образовательного процесса для обучающихся с умственной отсталостью в общеобразовательных организациях" (31.01.2017г.)  
      • Видео с вебинара "Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном образовании" (21.12. 2016)
      • Материалы III Краевого педагогического форума  «Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): от теории к практике» доступны по ссылке
      • Видео с заседания  координационной группы по введению ФГОС  ОВЗ под руководством Заместителя Министра образования и науки РФ В.Ш. Каганова (30.11.2016 г.)  
      • Видео с вебинара «Адаптация образовательных программ для обучающихся с расстройствами аутистического спектра» (31.10.2016) 
      • Видео с вебинара «Организация тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (25.10.2016) 
      • Видео  лекции  Б.Кинга "Изменения подходов к пониманию потребностей детей с РАС: Аутизм и сопутствующие нарушения психического здоровья, вопросы диагностики и программ помощи"
      • Видео с вебинара "Разработка и реализация ИПРА согласно новому Приказу Минтруда России" (28.09.2016)
      • Видео с вебинара   «Алгоритм включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс начальной школы» (15.09.2016) 
      • Видео с  Всероссийской конференции по синдрому Дауна (МГПУ, МОСКВА). Тема: «Синдром Дауна. Проблемы и перспективы развития».
      • Видеозапись. "Горячая линия" с главным специалистом отдела специального образования министерства образования Красноярского края Е.А. Гришановой по вопросам организации и содержания образования обучающихся с ОВЗ.
      • Репортаж об УМЦ "Центр внедрения ФГОС".  Региональный канал "Енисей регион", передача "Утро на Енисее" от 23.08.2016 года.
      • Видео с конференции: «Современное дошкольное образование: теория и практика эффективного управления». Инклюзия. Образование без границ.
      • Видео с заседания Координационного совета по внедрению ФГОС для обучающихся с ОВЗ (21.06.2016 г.).
      • Видео с вебинара  «Роль психолого-медико-педагогического (психолого-педагогического) консилиума при введении ФГОС» 
      • Е.Н. Кутепова Организация обучения обучающихся с ОВЗ в условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
      • Видео с вебинара Е.Н. Кутепова «Организация деятельности образовательных организаций в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями» можно посмотреть по ссылке
      • Видео с вебинара Л.П. Фальковская «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ» можно посмотреть по ссылке
      • В повестке очередного заседания научно-методического совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации значились вопросы об учебных пособиях для обучающихся с ограниченными возможностямиздоровья. Подробнее с информацией можете ознакомиться по ссылке
      • В Минобрнауки России обсудили организацию обязательного доступного качественного обучения детей-инвалидов. Подробнее с информацией можете ознакомиться по ссылке.
      • Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ и инвалидностью. Информация по ссылке.
      • Новые стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья будут применяться с сентября 2016 года. Подробнее с информацией можете ознакомиться по ссылке.