Анализ методической деятельности начального общего образования Ермаковского района за 2013-2014 учебный год

I.                       Современное начальное  образование третий год претерпевает реформирование в свете реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»   введение новых федеральных образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО).

Сегодня, в начале нового тысячелетия, государством и обществом предъявляются принципиально новые требования к образованию, к его результатам. Новое понимание образовательных результатов легло в основу федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения.

С 2011/12 учебного года во всех учреждениях  Российской Федерации  произошло обязательное введение ФГОС НОО (1 класс).

Обязательное обучение по ФГОС на ступени основного общего образования  начнется  - с 2015/16 учебного года; среднего (полного) общего образования - с 2020/21, дошкольное образование с 2015 года.

Позади три года повсеместного  введения  и реализации федерального образовательного стандарта начального общего образования. Впереди – первые образовательные результаты по ФГОС НОО.

Исходные позиции  участников  инновационного образовательного процесса таковы:

Распределение учащихся по школам района

В 2013-2014 учебном году по ФГОС НОО  обучалось  уже 718 (76,1%)  учащизся 1,2 и 3-х  классов  Ермаковского района. В будущем 2014-2015 учебном году ожидается 310 первоклассников в 18 школах района, которых будет обучать 21 учитель начальных классов.

Количество первоклассников и учителей, их обучающих по стандартам нового поколения с 2011 по 2014 г.г.

 

Новые стандарты  инновационны тем, что(из выступления  президента РФ Д.Медведева):

·  впервые объектом модернизации становится не сфера образования (отрасль социальной сферы государства), не образовательная среда (как совокупность образовательных ресурсов и технологий), а образовательное пространство, как совокупность институтов социализации, определяющих социально-экономическое развитие государства (семья, СМИ, культура, конфессии и др.);

·  впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования  (новая ред. 7 ст. Закона «Об образовании»);

·         впервые  стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни;

·  впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную  жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования.

Новый Стандарт второго поколения, отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала советской школы, не только смещает акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, его духовно-нравственное воспитание и развитие, но и предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход:

• изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);

• изменение способа оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов (универсальных учебных действий (далее УУД);

• изменение системы аттестации учителей (оценка качества управления учебной деятельностью учащихся);

• изменение системы аттестации школ (оценка качества организации перехода школы к реализации ФГОС основного общего образования).

По своей сути, коротко,  принципиальным отличием нового стандарта является то, что во главу угла ставится ребенок, и педагогам придется преподавать по-новому: организовывать с детьми работу над проектами, разрабатывать творческие программы, организовывать социальные практики, не "вбивать" знания, а развивать личность.

 

При переходе на ФГОС педагогические работники,  конечно же, испытывают затруднения следующего характера:

      упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода;

      сложившаяся за предыдущие  годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;  

      отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС;

      традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;

       принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных (УУД) 

      отсутствие опыта  разработки разделов  основной образовательной программы начального образования (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов).

 

Одно из основных  «Требований к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования» (Ст.23 ФЕДЕРАЛЬНого ГОСУДАРСТВЕННого ОБРАЗОВАТЕЛЬНого СТАНДАРТа НАЧАЛЬНого ОБЩего ОБРАЗОВАНия, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот « 6 » октября 2009 г. № 373) 

Является «Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, должна обеспечиваться освоением работниками образовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ  в объеме не менее 72 часов..»

 

На 16.06.2014г. все 100% учителей начальных классов и учителей физической культуры, изобразительного искусства,  преподающих в начальной школе прошли курсовую подготовку в соответствии с ФГОС НОО по темам:

·  «Введение ФГОС в начальном образовании. Содержание и технология введения» на базе КГБОУ СПО (ССУЗ) «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина» 72 часа,

·  «Программное и нормативное обеспечение процесса введения ФГОС в образовательном учреждении» выездные КК ИПК и ПП РО (108 час.),

·  «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения» выездные КК ИПК РО (108 час.),

·  «Реализация требований ФГОС  начального общего образования» 72час. КК ИПК и ПП РО г. Красноярск (руководитель – доцент Е.Ю.Безызвестных, член Союза художников РФ),

·  «Электронные образовательные ресурсы в образовательной деятельности по предметам начальной ступени образования» КК ИПК РО очно-заочное обучение (72 час.)

Курсовая подготовка учителей  за три полугодия 2013 и 2014 г.г.

 

 

Дата

Учителя

 начальных

 классов

Учителя

физкуль

туры

Учителя

иностранного

языка

 

Учителя

музыки

 

Учителя

ИЗО

 

Учителя

информатики

 

Соц. педагог/

Логопед

 

Педагог

дополни

тельного

образования

 

Всего

 

I полугодие 2013г.

 

24-31.03.2013г.

-

7

-

-

-

-

-

-

7

 

03-08.06.2013г.

23

-

-

2

3

1

/1

1

(он же ИЗО)

30

 

II полугодие 2013г.

 

05-09.11.2013г.

3

-

4

2

-

3

1

2

15

 

I полугодие 2014г.

 

24-31.03.2014г.

-

8

-

-

-

-

-

-

8

 

24-31.03.2014г.

 

 

 

 

1

 

 

 

1

Ожидаемый результат повышения квалификации – это профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС

      обеспечение  оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;

       принятие  идеологии ФГОС общего образования;

       освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке итогов образовательной деятельности обучающихся.

      овладение  учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

Введение новых образовательных стандартов общего образования в образовательную практику учреждений потребовало создания условий иного качества.

В 2012, 2013  году школы получили инвариантную  часть минимально необходимого перечня оборудования для внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, согласно приказа № 234-04/201.12.2011г.  Министерства образования и науки Красноярского края.

Из них малокомплектные школы района получили (на 1 января 2013 года) следующее оборудование:

п/п

Наим-е

школы

Ноутбук для учителя

Проектор

Интерактивная доска

Цифровой микроскоп

Числовая

 прямая

Кирилл и Мефодий

(диск) дидактич. материалы

Нагладные пособия

(Таблицы)

1

Б-Реченская СОШ

1

-

-

1

-

1

По русск. Яз.

2

Араданская ООШ

1

1

-

1

-

1

Математич.Гемеотр.

3

Н-Озерновская ООШ

1

-

-

1

1

1

Лента бук (по русск. яз)

4

Н-Усинская НОШ

1

-

1 (Триумф)

1

1

1

По предметам

 

Все учителя начальных классов прослушали краевой семинар «По освоению  комплекта аппаратно- программных средств (КАПС) для реализации ФГОС НОО»   в  августе-ноябре 2012г. и получили сертификаты.

 

При переходе на новые образовательные стандарты учительство начальной школы (ОУ) и методическая служба столкнулись с огромным количеством  разного рода проблем. (Данная форма таблицы  фигурирует в сводном докладе МОиН РФ 2012г.)                               Таблица № 1

Отчет муниципальной методической службы о проделанной работе по введению и реализации ФГОС НОО в 2011-2012, 2012-2013 уч. году

№ п/п

Направления деятельности

Проблемы

Задачи

Продукт деятельности

 

ММС

ОУ

(учителя)

ММС

ОУ

(учителя)

I

Организация деятельности по введению ФГОС НОО

2011-2012 уч.г.

1.Отсутствие модели  ООП НОО, программ по предметам

Отсутствие практики по написанию основной образовательной программы начального общего образования,

программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО, программы по формированию УУД и т.д.

Обеспечить ОУ Примерной ООП НОО (2011г.)   и Краткими рекомендациями Мин. обр. РФ

Изучить, переработать и написать ООП НОО

Примерная Основная образовательная программа  НОО,

Программы по предметам, программа по формировании. УУД и т.д.

2.Отсутсвие  модели Внеурочной деятельности

Создание Модели внеурочной деятельности

1. Обеспечить ОУ Рекомендациями по организации ВУД (Низиенко Е.Л.) 2011г.

2. Обеспечить ОУ Методическим конструктором по организации ВУД Григорьева Д.В.

3. Собрать и предоставить ОУ Банк моделей по ВУД

Изучить методические материалы, разработать Модель ВУД своего ОУ

Модель внеурочной деятельности ОУ

3. Отсутствие пакета нормативно-правовых документов по введению ФГОС НОО

Отсутствие практики по созданию пакета НПБ

Обеспечить ОУ  пакетом документов по НПБ

Изучить, переработать, создать свой пакет НПБ

Модель организационно-управленческой деятельности ОУ.

Пакет НПБ

4. Методическое сопровождение  по освоению КАПС

Существующее противоречие между ФГОС-СДП (ситемно-деятельностный подхо) и существующей учебной практикой (программное оборудование)

Подготовить обучающий семинар для учителей (через КК ИПК РО)

Изучить и освоить КАПС

Семинар по освоению комплекса аппаратно-программных средств (КАПС) для реализации ФГОС НОО

/

По мере поступления оборудования

 

2012-2013 г.г.

1. Недостаточный (низкий) уровень  составленных  ООП НОО

 Продолжить работу по коррекции, составлению  ООП НОО

Обеспечить ОУ Примерной образовательной программой 2012 г. (составитель Е.С. Савинов)

Изучить, переработать и написать ООП НОО

Основная образовательная программа  НОО ОУ

 

 

2. Недостаточный (низкий) уровень  составленных  Программ

Продолжить работу по коррекции и составлению  Модели

Внеурочной деятельности; по коррекции и написанию Программ по формированию УУД, программ отдельных учебных предметов, программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни и программы коррекционной работы

 

Обеспечить ОУ Примерной образовательной программой 2012 г. (составитель Е.С. Савинов).

Продолжить пополнение банка программ ВУД.

Изучить, переработать и написать ПРОГРАММЫ…

Модель ВУД, Программы

по формированию УУД,

программы отдельных учебных предметов, программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни и

программы коррекционной работы.

 

 

4. Продолжить методическое сопровождение  по освоению КАПС

Отсутствие навыков владения КАПС

Организовать и провести обучающий семинар для учителей на базе ИМЦ

Изучить и освоить КАПС

Семинар по освоению комплекса аппаратно-программных средств (КАПС) для реализации ФГОС НОО /

По мере поступления оборудования

II

Руководство и развитие кадрового потенциала.

2011-2012 уч.г.

 

1.Противоречие между требованиями современного общества к образованию (т.е. деятельности учителя) и фактическим уровнем готовности учителя к работе в меняющихся условиях

Готовность  участников образовательного процесса (учителей, работающих в начальной школе, управленцев) к введению ФГОС НОО.

Диагностировать затруднения педагогов. Найти  и определить  места повышения квалификации и обеспечить соответствующее организационно-методическое сопровождение.

Осознание собственных дефицитов и поиск способов устранения

Курсы повышения квалификации  в соответствии с требованиями ФГОС

 

 

2.Психологические

трудности (неверие в глобальные изменения)

участников образовательного процесса перехода  на ФГОС

Осознание внутренних психологических проблем

Проявить и обозначить психологические трудности через мероприятия деятельностного нетрадиционного характера, тренинги

Участие в нетрадиционных мероприятиях 

Серия мероприятий в рамках РМО (деловая игра СУД, Методические посиделки, методический СБОР, Рефлексивный семинар

 

2012-2013 г.г.

1. Отсутствие достаточного уровня повышения квалификации педработников  в соответствии с требованиями ФГОС

Уровень обученности участников образовательного процесса (учителей, работающих в начальной школе, управленцев)

Продолжить работу по повышению уровня квалификации участников образовательного процесса (учителей, работающих в начальной школе, управленцев) в соответствии с ФГОС через курсы

Повысить уровень квалификации

Повышение квалификации  участников образовательного процесса  в соответствии с требованиями ФГОС

III

Управление процессами введения ФГОС НОО

2011-2012 уч.г.

1.Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе

Отсутствие  процедуры диагностики

Создать банк методик по диагностике. Обеспечить ими ОУ.

Провести диагностику по определению готовности обучения первоклассников к обучению в школе

Диагностика  готовности к обучению первоклассников

Круглый стол по обмену опытом

 

 

2.Программа  адаптации первоклассников к обучению в школе

Отсутствие адаптационных программ

Создать банк программ по адаптации первоклассников

Создать программу адаптации первоклассников

Программа адаптации

Круглый стол по обмену опытом

 

 

3. Отсутствие  банка данных  о деятельностных способах  и средствах  формирования универсальных учебных действий (УУД )

Отсутствие (поиск)  способов и средств формирования  УУД

Создать банк данных об  образовательных практиках обеспечивающих формирование у учащихся универсальных учебных действий.

Обеспечить организационно-методическое сопровождение в получении педпрактик через курсы «Развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий средствами Способа диалектического обучения», «Педагогический мониторинг как средство управления качеством обучения в образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС», Формирование познавательных УУД средствами УМК Школа 2100 и другие.

Проанализировать уже имеющиеся в ОУ практики, определиться в выборе деятельностных

способов и  средств формирования УУД и изучить их с целью дальнейшего применения.

Внедрение деятельностных средств и способов (Способа диалектического обучения, педагогического мониторинга и др.)в практику.

Опыт демонстрируется  на семинарах, мастер-классах, педмастерских, круглых  столыах, открытых уроках.

 

 

4. Инструментарий оценки качества образования

(участие в эксперементальном исследовании ЦОКО –по выборке)

Отсутствие инструментария оценки качества образования

Организовать и координировать экспериментальное исследование ЦОКО по оценке достижений первоклассников

Участие в экспер-ом  исследовании ЦОКО по оценке достижений первоклассников

(ЕСОШ № 1, ЕСОШ № 2, Ойская СОШ и Танзыбейская СОШ)

Обмен опытом (по предлагаемым ЦОКО контрольным  работам по математике, русскому языку и работе с текстом).

 

2012-2013 г.г.

1.  Продолжить методическое сопровождение процессов диагностики и адаптации первоклассников

Диагностика и адаптация первоклассников

Продолжить работу по формированию банка методик по диагностике и программ по адаптации и обеспечения ими педработников

Проводить ежегодную  диагностику по определению готовности обучения первоклассников к обучению в школе и составить программу адаптации

Диагностика  готовности к обучению первоклассников, программы адаптации первоклассников

 

 

2. Отсутствие инструментария оценки качества образования в соответствии с ФГОС

Инструментарий оценки качества образования

Продолжить сотрудничество с  ЦОКО

 

 

 

 

а) Портфолио, как один из способов оценивания  деятельности учащихся

Отсутствие опыта по составлению портфолио- как механизма накопительной  системы  оценивания деятельности  учащихся

Выработать единые требования по составлению портфолио (используя опыт конкурса –Портфолио Минусинского педколледжа)

Портфолио ученика

 

 

б) Исследовательская деятельность учащихся (проектные, творческие, исследовательские работы) учащихся - как один из способов оценивания  деятельности учащихся

Исследовательская деятельность в рамках работы с одаренными детьми

Организовать  и провести семинар-практикум     с последующим обменом опытом по организации проектно-исследовательской  деятельности  как  одного из способов оценивания  деятельности учащихся, а также как одно из средств деятельностного содержания

Изучить проектно-исследовательский  способ деятельности учащихся  как  одного из способов оценивания  их деятельности  (возможно посещение курсов по этой теме)

Семинар-практикум, педмастерские, мастер-классы, открытые уроки.

 

 

3. Продолжить  организационно-методическое сопровождение педагогов по формированию навыков СДП (системно-деятельностного подхода) организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО

Дефицит способов и средств формирования  УУД

Продолжить формирование банка данных о деятельностных способах и средствах  формирования у учащихся универсальных учебных действий и мониторинг овладения ими учителями начальных классов

Проанализировать уже имеющиеся в ОУ практики, определиться в выборе деятельностных

способов и  средств формирования УУД и изучить их с целью дальнейшего применения.

Семинары, мастер-классы, педмастерские, круглые столы ; творческие группы.

 

 

4. Современные педагогические технологии формирования читательской деятельности младших школьников

 

 Обучение младших школьников смысловому чтению.

 Организационно-методическое сопровождение по овладению  педтехнологиями формирования читательских компетенций младшего школьника в рамках ФГОС НОО

через курсы КК ИПК, семинары-вебинары и т.д.

Изучить . современные педагогические технологии формирования читательской деятельности младших школьников и овладеть ими.

Семинары, педмастерские, мастер-классы , открытые уроки; участие в детских  конкурсах  «Юный книгочей», «Суперчитатель», «Литературная гостиная»..

               

 Поэтому главной  целью методической деятельности в 2011-2012, 2012-2013 уч.г.г. было «Информационно-методическое, организационно-методическое, педагогическое и психологическое сопровождение   введения ФГОС НОО в школах района».

К проблемам введения новых образовательных стандартов привлекались практически все учителя начальных классов.

К сожалению, специфика преподавания в начальной школе требует ежедневного ведения уроков и классного руководства (отсутствует методический день - в отличие от предметников), поэтому учителя могли собираться только на заседаниях  районных методических объединений (РМО   1-2х  и   3-4х классов).

Несмотря ни на что, в течение этих периодов в рамках РМО проводились семинары, мастер-классы, педагогические  мастерские, открытые уроки,  деловые игры, методические сборы «Современное начальное образование  и образовательные стандарты» и другие мероприятия (см. Таблицу №1)  по теме «Современные требования к условиям организации, результатам и содержанию образовательного процесса в начальной школе в свете введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

 II.                Целью  методической деятельности  в третьем, в 2013-2014 уч. г., было:

Содействие повышению качества начального  общего образования в условиях модернизации российского образования через повышение профессионального роста педагогов.

Задачи:

1.Создание условий для повышения уровня квалификации педагогов (в связи с  введением и реализацией  ФГОС НОО).

2. Создание условий  для обобщения и распространения положительного педагогического опыта учителей по организации деятельности по введению и реализации ФГОС.

3. Изучение различных форм организации образовательного процесса, направленного на формирование универсальных учебных действий (УУД).

Качество образования понимается в Концепции общероссийской системы оценки качества образования как характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Федеральной целевой программой развития образования на 2011–2015 годы (ФЦПРО) предусмотрены проекты по развитию общероссийской системы оценки качества образования, в том числе:

разработка инструментария и процедур оценки качества начального общего образования (1-4 классы), основного общего образования (5-8 классы) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

создание федерального сегмента технологии подготовки, проведения и обработки результатов ГИА-9 в новой форме;

создание и сопровождение интегрированного портала общероссийской системы оценки качества образования. (Из доклада «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2011 году» «О выполнении Плана действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы»  раздел. Развитие общероссийской системы оценки качества общего образованияМосква, март 2012 года.)

 Для того, чтобы получить представление о том, насколько краевая (муниципальная)  система образования отвечает этим требованиям, Отдел мониторинга качества образования разрабатывает инструментарий для региональных педагогических измерений и исследований, организует проведение в образовательных учреждениях Красноярского края мониторинговых процедур:

·региональных исследований удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования,

·региональных оценочных процедур в начальной школе (оценка готовности первоклассников к школьному обучению и мониторинг их образовательных достижений в 1,2,3 классе;

·краевые контрольные работы (ККР4) в 4 классе).

 Мы все живем в пространстве проб. Для начальной школы эти пробы уже приобрели достаточно ясные очертания. Красноярский край, например, с 2010 года участвует в оценке готовности первоклассников к школьному обучению и мониторинге образовательных достижений учащихся начальной школы. Неоспоримое достоинство этого инструментария, разработанного Институтом содержания и методов обучения РАО под руководством Галины Ковалевой, к.п.н., в том что он дает учителю возможность увидеть индивидуальный профиль ребенка – его ресурсы и трудности, увидеть его индивидуальное продвижение, причем не только в познавательной, но и в личностной, социальной сфере, а это, на наш взгляд, ключевые требования ФГОС» - отмечает директор Красноярского центра оценки качества образования Сергей Семенов.

В сентябре 2011 года Ермаковские СОШ № 1, № 2, Ойская и Танзыбейская школы участвовали в исследованиях КГКСУ «Центр оценки качества образования» оценке готовности первоклассников к обучению в школе, затем в мае 2012 года оценке достижений первоклассников.

С сентября 2012 г. в этих  исследованиях  стали участвовать  все школы нашего района.

Данные о результатах тестирования, анкетирования участников являются строго конфиденциальными и используются для работы учителем и для родителей, в определении дальнейшей траектории развития индивидуально каждого ребенка.

… выбор траектории образования должен оставаться за человеком. И эта свобода выбора на всех уровнях …закреплена нормативно…

Предполагается такое сопровождение ученика до выпуска из школы с целью его профессионального определения.

 Основным предметом оценки в краевой контрольной работе (ККР) являются индивидуальные достижения выпускников начальной школы с точки зрения освоения федерального компонента государственного стандарта начального общего образования 2004 г. по русскому языку, математике и общим учебным умениям (блок «Работа с информацией»).

Полученные результаты используются для:

·         выявления групп учеников, обучение которых в основной школе требует особого внимания (наиболее подготовленных и наименее подготовленных);

·         оценки качества работы образовательных учреждений, региональной и муниципальных образовательных систем.

 Результаты проявления общих учебных умений

при выполнении учащимися школ краевых контрольных работ  (ККР -2014)  по предметам:

Аналитическая  справка по результатам  ККР4кл.-2014г.  прилагается

 (См. Приложение № 1)

 

Мониторинг ККР за несколько последних лет показывает, что качество образования  напрямую зависит от  повышения квалификации педагогов; от профессионально - педагогической мобильности, готовности к постоянному самообучению, самообразованию и саморазвитию учителя в условиях высокой инновационной динамики в педагогической  деятельности, активной профессиональной позиции и готовности к обмену педагогическим опытом.

Результаты ККР за 2009 -2014 г.г.

 

 

2009                    2010    2011      2012      2013    2014 годы

Математика                               67,28     68,99     69,8        67           68,11     65,35

Русский язык                            71,3        69,5        70,18     66,28     62,79     67,19

ОУУ                                                                             66,69      71,43     65,78     67,19

 

Повышение квалификационного уровня педагогов.

 

Анализируя  результаты выполнения краевых контрольных работ за несколько лет можно сделать вывод, что формирование у школьников общеучебных умений, являющихся основой обобщенных способов учебной деятельности  является актульной проблемой  начальной школы. Так как уровень усвоения общеучебных умений  в значительной мере предполагает  успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

 

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, для развития их потенциала в школах организуется Внеурочная деятельность (п.19.3. ФГО Стандарта  НОО).Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. (п.19.3. ФГОС НОО).

На муниципальном уровне начало развитие районное олимпиадное движение, которое способствует  «расширению охвата школьников интеллектуальными и творческими состязаниями, усилению ориентации олимпиад и конкурсов на учащихся средних и младших классов, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (согласно «Концепции интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему», «Концепции развития математического образования в РФ»), а также способствует развитию предметных и метапредметных  компетенций у младших школьников в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Успехи учащихся 2-4 классов в районной предметной олимпиаде (ноябрь 2013 года).

п/п

Школа

Победители и призёры (кол-во чел.)

Математика

Русский язык

Чтение (работа с текстом)

ВСЕГО

 

I

место

II

место

III

место

I

место

II

место

III

место

I

место

II

место

III

место

2 класс

1

ЕСОШ № 1

Абсолютный

победитель

1

1

 

1

1

 

2

2

1

4/5

2

Ойская СОШ

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

/2

3

Мигнинская СОШ

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

/1

4

Новополтавская СОШ

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

/1

5

Нижнесуэтукская   СОШ

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

/1

6

Ермаковская СОШ № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

/2

3 класс

1/7

Танзыбейская СОШ

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

1/1

2/8

Салбинская СОШ

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

/2

3/-

Ойская СОШ

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1/1

4/-

Ермаковская СОШ № 2

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

1/1

5/-

Новополтавская СОШ

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

/1

6/-

ЕСОШ № 1

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

/2

4 класс

1/-

Ермаковская СОШ № 2

Победитель по двум предметам

1

 

1

1

 

 

1

 

 

3/1

2/-

ЕСОШ № 1

 

 

1

1

 

1

1

 

 

1

/5

3/-

Мигнинская СОШ

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

/1

4/-

Ойская СОШ

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

/2

5/9

Разъезженская СОШ

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

/1

6/-

Нижнесуэтукская  СОШ

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1/

7/-

Танзыбейская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

/1

8/-

Новополтавская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

/1

9/10

Верхнеусинская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

/1

                           

ЕСОШ № 1 – 4 победителя и 13 призёров;

ЕСОШ № 2 - 4 победителя и 4 призёра;

Ойская СОШ - 1 победитель и 5 призёра;

Мигнинская СОШ – 2 призёра, 

Верхнеусинская СОШ – 1 призёр

 

участие младших школьников в  предметной  ОЛИМПИАДЕ

 

 

Всего учащихся начальных 2,3 и 4  классов ( 234, 236 и 225 чел.) 695 учеников

Участвовало в олимпиаде всего ( 58,63 и 65 чел.) 186 учеников – 37,4%

Победителей ( I место) – ( 4, 3 и 4 чел.)  11учеников -  1,58%

Призёров  (II  место) – ( 6, 4 и 6 чел.) 16 учеников – 2,31%

Призёров  (III  место) – ( 6, 4 и 7 чел.) 17  учеников – 2,45%

В районе традиционно проводится ежегодный совместный с районной детской библиотекой  муниципальный конкурс «Суперчитатель», который способствует  формированию  читательских компетенций учащихся; освоению общекультурных навыков чтения и пониманию текста; а также воспитанию интереса к чтению и к книге.

Учителя и библиотекари отмечают,  что учащиеся начальных классов проявляют интерес к книге и к чтению вообще.

Результаты  районного литературного конкурса младших школьников за последние три года:

«Суперчитатель - 2011»  08.12.2011г.

 

места

Ф.И.

конкурсанта

Класс

 

Название

школы

Ф.И.О.

учителя

*1

П

*2

П

 

*3

П

 

*4

У

 

Баллы

 

 
 

Победитель

 

 

 

 

 

 

1

Мартынов Илья

3 кл.

Верхнеусинская СОШ

Шишлянникова Галина Иосифовна

6

1

17

12

36

 

Рейтинг

 

 

 

 

 

2

Елькин Данил

ЕСОШ №2

Кондрашова Елена Анатольевна

6

0

17

10

33

 

3

Пальмина Катя

4 кл.

Ойская СОШ

Демченко Оксана Валерьевна

4

0

13

12

29

 

4

Пальцин Максим

4 кл.

Мигнинская СОШ

Потемкина  Ирина Викторовна

4

4

17

3

28

 

Бондина Гликерия

4 кл.

Новополтавская СОШ

Бланк Валентина Михайловна

4

3

19

2

 

5

Богачев Саша

4 кл.

Разъезженская СОШ

Кузьминых Галина Алексеевна

4

1

16

6

27

 

6

Елькин Тимофей

ЕСОШ №2

Клепец Елена Александровна

3

1

18

2

24

 

 

7

Шумкова Настя

ЕСОШ №1

Турулина Галина Викторовна

2

2

15

2

 

21

 

Пашковский Дима

ЕСОШ №2

Миронова Галина Леонидовна

0

1

13

0

 

Носкова Наташа

4 кл.

СеменниковскаяСОШ

Рыжих Елена Владимировна

2

4

15

0

 

Кольцова Юля

4 кл.

Н-Суэтукская СОШ

Осауленко Лидия Ивановна

1

1

18

1

 

8

Иванов Демид

ЕСОШ №1

Булавская Вера Александровна

1

2

16

1

20

 

Арапчаева Катя

3 кл.

Григорьевская СОШ

Фурманова Ольга Николаевна

4

0

16

0

 

9

Варавина Аня

ЕСОШ №1

Луговская  Светлана Ивановна

3,5

1

12

3

19,5

 

10

Попова Люда

4 кл.

Ивановская СОШ

Румянцева Ирина Анатольевна

5

1

12

1

19

 

11

Кадак Евгений

4 кл

Танзыбейская СОШ

Зубкова Анна Владимировна

1

2

13

2

18

 

12

Гогорева Лена

3 кл.

Б-Реченская СОШ

Гогорева Галина Александровна

0,5

0

14

0

14,5

 

13

Козлитина Катя

4 кл.

Жеблахтинская СОШ

Тонкошкурова Ольга Флюровна

2

0

8

3

13

 

14

Гогорева Юля

2 кл.

Б-Реченская СОШ

Гогорева Галина Александровна

0,5

2

11

0

11

 

Всего 19 участников. Из них 7 мальчиков. 13-4кл., 5-3кл. 1-2классница

 

 

*1 – П – «Чей портрет?» Письменная самостоятельная работа

*2 – П – «Соедини автора и название произведения»  Письменная самостоятельная работа

*3 – П – «Обо всем на свете» Письменная самостоятельная работа

*4 – У – «Юбиляр»-Викторина,

Все о космосе,

«В царстве сказок»-Викторина,

Угадай сказку и ее автора!

Устный ответ  Общее количество жетонов

Результаты  районного литературного конкурса младших школьников «Суперчитатель- 2012» 20.12.2012г.

 

Кол-во участников

 

Ф.И.

конкурсанта

 

 

Класс

 

 

 

Название

школы

 

Ф.И.О.

учителя,

библиотекаря

Дом-е  зад-е

Юбиляры

Встреча со сказкой

 

Зна

ток исто

рии

 

 

Всё

 обо всём

 

 

Всего баллов

 

 

 

ИТОГ:

С.

Шк

 

Викторина

У

Угадй героя

П

Викторина

У

Соедини автора и название

П

Формуляр

Формуляр

Ха

рак-ка

             Победитель

 

 

 

 

 

1

Сиденко Лиза

4А кл.

ЕСОШ №1

Девяева В.П.,

Попова Р.А.

+

+

+

6

16

3

4

3

18

47

Суперчитатель

       Победители номинаций

 

 

 

 

 

2

Толстоноженко

Алеша

3 кл.

Н-Полт. СОШ

Погосян Г.М.,

Аржанова Л.А.

++

+

+

3

21

1

2

0

18

44

Лидер чтения

3

Катакова Лиза

4 кл.

Ойская СОШ

Зубарева В.В.,

Любивая Т.Г.

+

+

+++

5

6

2

5

0

19

37

Самый активный читатель

4

Иващенко Стас

4Б кл.

ЕСОШ №2

Калинина О.Н.,

Жгулева Л.М.

+

+

+

0

4

3

6

8

16

29

Знаток истории

               Рейтинг

 

 

 

 

 

5

Свешников Тимофей

4 кл.

Н-Полт. СОШ

Сешникова Л.В.,

Аржанова Л.А.

+

 

+

 

+

 

6

12

0

3

4

18

39

 

6

Скатков Слава

4 кл.

Танзыбей СОШ

Шиколова Н.Н.,

Шадрина Е.В.

-

 

+

 

+

 

3

15

4

2

1

14

38

 

7

Шувалов Денис

4 кл.

СеменниковскаСОШ

Попкова Е.А.,

Попова В.В.

++

+

+

4

15

0

3

0

15

37

 

8

Потапенко Ангелина

4 кл.

Григорьевская СОШ

Фурманова О.Н.,

Фурманова О.Н.

+

++

 

+

 

0

17

1

3

1

15

 

36

 

9

Журова Настя

4 кл.

Жеблахтин СОШ

Инина Н.Г.,

Кананкова Н.Н.

+

+

+

1

16

0

6

1

13

 

10

Шихов Саша

4А кл

ЕСОШ №2

Клепец Е.А.,

Жгулева Л.М.

+

 

+

 

+

 

2

7

1

4

3

19

33

 

11

Доева Валерия

4А кл.

ЕСОШ №1

Девяева В.П.,

Попова Р.А.

+

+

+

2

10

0

1

1

17

30

 

12

Юрганова Алёна

4 кл.

Мигнинск. СОШ

Овчинникова С.В.,

Афанасьева И.Н.

+

+

+

2

13

0

1

1

12

 

 

28

 

13

Мельник Юля

4 кл.

Н-Суэтук. СОШ

Глубокова Л.А.,

Моисеенко А.А.

+

+

+

1

11

0

1

0

15

 

14

Марченко Андрей

4 кл.

Н-Озернов ош

Шевцова Т.П.

+

+

+

0

8

1

4

2

15

 

15

Писарева Ксения

4 кл.

Разъезжен СОШ

Гречишникова Е.В

Кирьянова Ж.В.

+

+

+

0

4

1

3

0

14

22

 

16

Ермаков Андрей

4В кл.

ЕСОШ №1

Федорова С.В.,

Попова Р.А.

+

+

+

1

5

1

2

0

12

21

 

17

Ерашева Анжелика

4Б кл.

ЕСОШ №1

Ванникова С.А.,

Попова Р.А.

+

+

+

0

2

0

2

0

13

 

17

 

18

Гогорева Лена

4 кл.

Б-Речен СОШ

Гогорева Г.А.,

Макареенко Л.В.

++

+

+

0

2

0

3

0

12

 

                                 

Примечание:

Номинация «Лидер чтения» оценивалась по количеству и разножанровости прочитанных за последний календарный год книг, по предоставленным формулярам сельской и школьной библиотеки. (отмечено голубым цветом). /

Номинация «Самый активный читатель» оценивалась по предоставленным характеристикам-представлениям участия конкурсанта в литературных мероприятиях класса, школы, социума (села..).(отмечено коричневым цветом)

Номинация « Знаток истории»  оценивалась отдельно!  по результатам  конкурса-викторины (отмечено желтым цветом).

Формуляры и харрактеристики-представления отмечены:

(+)  -  удовлетворительно,

(++)  -  хорошо,

(+++)  -  отлично

 

Результаты  районного литературного конкурса  младших школьников «Суперчитатель-2013» «26» февраля2014г.

1 жетон – 1 балл                                                                                                                                                                                                                     

 

 

 

п/п

 

 

Ф.И.

участника

Школа

Писатель-юбиляр

 

Что за чудо - эти

сказки

В царстве природы

и животных

 

Всё обо всём

7 мин.

1-25 б.

 

ВСЕГО

Бал

лов

 

 

 

 

ИТОГ/

победитель

 

Викторина,

Вспомнить  произведение

1жетон

Викто

рина

 

1 жетон

Соедини

автора и название

5  мин.

1-10 б.

Собрать посло

вицу

7 мин.

1-10 б.

Викто

рина

 

1 жетон

Уга

дай птицу

7 мин.

1-10 б.

1

Лежнёва Ксения

 

 

 

Ермаковская СОШ № 1

0

3

6

10

4

9

18

50

 

2

Ибрагимов Антон

0

0

7

9

2

8

18

44

 

3

Иванова Елизавета

1

1

6

8

2

9

15

42

 

4

Черемнова Елизавета

1

0

6

8

3

10

16

44

 

5

Мигунов Константин

4

7

5

9

6

8

16

55

Суперчитатель

6

Гольцева Ирина

 

 

Ермаковская СОШ № 2

1

2

6

10

5

9

16

49

 

7

Егоров Александр

2

1

3

8

5

7

8

34

 

8

Маргарян Маргарита

0

1

5

3

2

7

14

32

 

9

Филимонова Оля

Ойская  СОШ

1

2

7

10

2

10

18

50

 

10

Гасанов Владимир

Танзыбейская СОШ

1

2

8

10

2

8

14

45

 

11

Яковлева Таня

В-Усинская СОШ

3

2

6

9

3

10

17

50

 

12

Попов Даниил

Григорьевская СОШ

0

0

3

4

2

7

12

28

 

13

Михайлова Кристина

Салбинская СОШ

3

0

4

10

2

9

12

40

 

14

Табунцова Валерия

Жеблахтинская СОШ

1

0

5

8

2

7

12

35

 

15

Созинов  Егор

Н-Полтавская СОШ

6

2

7

7

5

6

15

48

 

16

Козаченко Галина

Н-Суэтукская СОШ

3

0

2

10

2

10

11

38

 

17

Семёнова Маргарита

Н-Озёрновская СОШ

1

0

1

9

2

8

13

34

 

18

Степанова Алина

Разъезженская СОШ

0

0

5

10

2

8

17

42

 

«26» февраля2014г.

Научно-исследовательская  деятельность, сегодня особенно актуально в свете требований Стандартов Нового поколения (ФГОС НОО), так как она выступает в противовес репродуктивному обучению и способствует развитию у младших школьников развитию навыков самостоятельного поиска знаний.  А также является одним из способов оценивания  учебной деятельности школьников. Что отражено в Статистическая форма ННШ-Ф  Министерства образования и науки РФ  2012 г.

 

Сведения о параметрах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

 

2.8

Доля (количество) общеобразовательных учреждений, в которых имеются отличные от пятибалльной шкалы формы и способы оценивания учащихся (от общего числа общеобразовательных учреждений), в том числе:

 

%

2.8.1

- механизмы накопительной системы оценивания (портфолио и др.)

 

%

2.8.2

- проектные, творческие, исследовательские работы как способ оценивания

 

%

2.8.3

- иные, отличные от пятибалльной системы, механизмы и способы оценивания

 

%

 

Понимая важность данного направления образовательной деятельности сообщество учителей начальных классов ежегодно проводит  районный конкурс «Я-исследователь», с рекомендациями дальнейшего участия в краевом конкурсе «Страна чудес – страна исследований».

В конкурсе «Я-исследователь - 2014» 26 марта 2014 г.  участвовало 48 учеников (после отборочных школьных конкурсов), которых подготовили 30 педагогов.

Победителями и лауреатами конкурса в секциях стали:

Результаты  районного конкурса младших школьников «Я – исследователь»

Секция  1 классы   3 бальная система оценок

места

Ф.И.

конкурсанта

Название

школы

Ф.И.О.

учителя

Тема

работы/проекта/

Баллы

(из 24 возможных)

 
 

Победитель

 

Победитель

Клименков Егор

Разъезженская  СОШ

Жукова О.С.

Нужно ли беречь зрение?

22,3

 

Лауреаты

 

1 степень

Питецкий Михаил

 

ЕСОШ №2

 

Клепец Е.А.

Чем опасен укус клеща?

21,6

 

2 степень

Ливкутная Арина

Какое морожение вкуснее?

19,6

 

3 степень

Попов Арсений

Григорьевская

СОШ

Фурманова О.Н.

Мой аквариум

18,3

 
             

 

Секция  2 классы    5 бальная система оценок

Победитель

Победитель

Абрамова Таня

ЕСОШ №2

Кондрашова Е.А.

Дом для скворца

38,3

Лауреаты

1 степень

Камзалаков Евгений

Ойская  СОШ

Демченко О.В.

Старинные и современные единицы измерения длины

35,0

2 степень

Мишина Анастасия

Мигн-я СОШ

Потёмкина И.В.

Волшебные слова

34,3

3 степень

Шлейтгауэр Анастасия

Разъезж.СОШ

Орешкова Н.В.

Какие молочные продукты можно получить в домашних условиях?

26,6

             

Секция  3 классы   3 бальная система оценок

Победитель

Победитель

Дурманов Дмитрий

Н-Полтав.СОШ

Зыкова М.Е.          

Влияние табачного дыма на рост  растений

24

Лауреаты

1 степень

Ремнева Агата

Мигнинская СОШ

Бородкина Н.А.

Я осанку сохраню, сам себе я помогу

22,7

2 степень

Моисеенко Даша

Зырянова Настя

Н-Суэтукская СОШ

Дудникова Н.С.

Яйцо. Научные забавы  с простыми вещами.

22

 

3 степень

Зубков Дмитрий

Танзыб. СОШ

Ерзунова Г.П.

Календула

21,7

             

Секция  4 классы   3 бальная система оценок

Победитель

Победитель

Лежнева Ксения

ЕСОШ №1

Чекашкина Л.Н.

Огород для домашнего питомца (иссл.работа)

21,4

Лауреаты

1 степень

Черемнова Елизавета

ЕСОШ №1

Пшеничникова Е.

Бабочка Махоон

19,7

2 степень

Ибрагимов Антон

ЕСОШ №1

Шикалова Т.П.

Путешествие по звездному небу

18,5

3 степень

Мигунов Константин

ЕСОШ №1

Пшеничникова Е.

Нам фонтан необходим

16,7

 

Работы Лежневой  Ксении, Черемновой  Елизаветы и Мигунова  Константина участвовали в дистанционном  конкурсе  творческих и исследовательских работ младших школьников «Страна чудес - страна исследований» 2014 год. Мигунов  К. получил  Диплом 2 степени номинации техническое творчество и изобретательство, девочки получили Свидетельства участников краевого конкурса.

 

Итоги проводимых мероприятий подвергаются подробному анализу с целью, определения важности данных мероприятий для развития образования в районе, в школах,  для каждого отдельного ребенка и, конечно же, дальнейшего планирования.

 

В условиях модернизации важно накопление  педагогами  своего  собственного педагогического опыта и обмен опытом на разных уровнях. Актуально взаимопосещение уроков, занятий коллег в школе, районе и крае. Так 7 февраля 2014 23 учителя начальных классов района  посетили «СОШколу № 16» г. Минусинска, которая проводила Единый день открытых дверей пилотных школ Красноярского края по введению ФГОС НОО под руководством Центра организационно-методического обеспечения ФГОС (КК ИПК).

Но этого недостаточно. Методический «голод» особенно  ощущают «первопроходцы» - учителя третьих классов.

Вот только небольшой перечень трудностей учителей начальных классов, обучающих детей в третьем классе, выявленные в ходе реализациизадач ФГОС НОО педагогами базовых и стажировочных площадок края:

1.                      Практическое освоение способов развития и формирования  метапредметных умений учащихся.

2.                      Подбор заданий для формирования метапредметных умений.

3.                      Способы отслеживания планируемых результатов (критерии, инструменты).

4.                      Подбор диагностических заданий для мониторинга.

5.                      Подбор заданий для отслеживания планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях.

6.                       Разработка под список УУД критерии отслеживания, инструментарий, измерители – система текущего мониторинга.

 

Обнаружив  эту проблему, КК ИПК ПК и десять муниципальных отделов, Управлений образованием  (в том числе Управление образования Ермаковского района) договорились объединить свои усилия в рамках реализации краевого проекта «Возможности изменения практики педагогов по достижению младшими школьниками гарантируемых планируемых результатов обучения» по  направлению  деятельности Института «Введение ФГОС НОО»  для улучшения качества образования в районе  посредством создания системы методической поддержки педагогов (заместителя директора, курирующего начальное образование; учителей начальных классов) в обеспечении возможности достижения обучению планированных результатов младшими школьниками.

Проект действует с декабря 2013 года по декабрь 2015 года.

Завершением полугодовой работы в проекте была краевая Научно-практическая конференция «Образовательные результаты и пути их достижения в рамках нового стандарта».

Когда «к 2015 году завершит обучение по стандартам нового поколения первый набор» - говорит  директор Красноярского ЦОКО  Сергей Семенов, «мы хотели бы обустроить начальную школу с точки зрения модели оценки. Это видится так: общая входная диагностика, доступный для всех педагогов и школ инструментарий для оценки динамики широкого спектра образовательных достижений в течение всего времени обучения и многомерный итоговый контроль, сфокусированный на разных типах результатов. Выстроим начальную ступень – будет понятно, что делать дальше».

 

Отчет подготовила  25.06.2014 г.  методист МБУ «Ермаковский ИМЦ»                                                                                                             Н.К.Федорова